ЭкологияЧем мы дышим в Москве: загрязненная выхлопными газами атмосфера столицы вызывает заболевания органов дыхания

Столица задыхается в выхлопах

Непредсказуемое увеличение численности автомобильного транспорта в Москве привело к значительному увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города. В виде отработавших газов в атмосферу ежегодно выбрасывается более 900 тысяч тонн загрязняющих веществ.

Тенденция устойчивого роста автомобильного парка сохраняется всё последнее десятилетие. Автотранспортный парк города по состоянию на 2005 г. приближается к 3,5 млн. единиц, потребляющих в год около 5 млн. тонн моторного топлива. В результате прирост массы выделяемых автотранспортом в атмосферу загрязняющих веществ опережает прирост абсолютной численности автопарка. Вклад передвижных источников в загрязнение атмосферы неуклонно возрастает и составляет в последние годы 80%.

Специфика передвижных источников загрязнения (автомобилей) проявляется в том, что выброс осуществляется непосредственно в зону дыхания человека и на территориях жилых районов.

Основную массу выбросов вредных веществ от автотранспорта составляют: оксиды азота, оксид углерода, углеводороды. Однако для здоровья населения опасность также представляют канцерогенные вещества (сажа, бензол, 1,3-бутадиен) и опасные органические вещества (формальдегид, акролеин, толуол, ксилолы). Высокие уровни загрязнения особенно характерны для примагистральных территорий и центральной части города, занимающих 35-40% площади Москвы.

По результатам социально-гигиенического мониторинга высокая химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, основным источником которого является автотранспорт, оказывает негативное влияние на здоровье населения. У детей, проживающих на территориях вблизи крупных автомагистралей, в 1,5-2 раза чаще, чем в среднем по Москве, регистрируются заболевания глубоких отделов органов дыхания (бронхит, пневмония, а также хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический фарингит, назофарингит и синусит). Высокие уровни заболеваемости детей хроническими болезнями органов дыхания, аллергическим ринитом и бронхиальной астмой также регистрируются на территориях жилых кварталов, размещенных вблизи крупных магистралей.

Данные социально-гигиенического мониторинга о неблагоприятном воздействии выбросов автотранспорта на здоровье населения города Москвы с рекомендациями по неотложным первоочередным мерам снижения риска способствовали осуществлению мероприятий по обеспечению санэпидблагополучия населения. Разрабатываются комплексные схемы дорожного движения; формируются сети эстакадных мостовых переходов для развития системы магистральных улиц; осуществляется строительство транспортных развязок, подземных переходов; проводится своевременный ремонт дорожных покрытий.

Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города является создание и внедрение новых технологий производства моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками. Качество моторных топлив, используемых в настоящее время, относится к числу факторов, ограничивающих повышение экологической безопасности автотранспорта в России, в том числе в городе Москве. В определенной мере, решению проблемы качества атмосферного воздуха, вызванной выбросами автотранспорта, могут способствовать производство и использование альтернативного бензину моторного топлива — диметилового эфира, пропан-бутана, метана, а также оснащение муниципального автотранспорта каталитическими нейтрализаторами, которые устанавливаются на автобусах и грузовых автомобилях.

Иваненко А.В., Волкова И.Ф., Корниенко А.П.


→ Читать еще

Особое место прибрежных зон в очистке загрязненных вод Мирового океана

Проблемы экосистем тундры

Квартира как фактор онкологического риска

Проблема утилизации бытовых отходов в городе

Экология = культура?

Энергосбережение: о важности экономии природных ресурсов

Бедственное состояние почв мегаполисов

Гигиенические проблемы жилой городской среды

Канцерогенные вещества в районе автомагистралей